Глава ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Что называется живучестью корабля

и из каких элементов она состоит?

Составными элементами живучести корабля являются:

— взрыв о — и пожаробезопасность ;

— живучесть оружия и технических средств;

— защищенность личного состава.

Что называется непотопляемостью корабля?

Что называется взрыв о — и пожаробезопасностью корабля?

Что называется живучестью

оружия и технических средств?

Что понимается под защищенностью личного состава?

Какими комплексами мероприятий обеспечивается

Живучесть корабля в целом и его составные элементы обеспечиваются:

— конструктивными мероприятиями, осуществляемыми при проектировании, постройке и модернизации корабля;

— организационно-техническими мероприятиями, проводимыми в течение всей службы корабля;

— действиями личного состава по борьбе за живучесть поврежденного корабля.

Эти три комплекса мероприятий являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга факторами.

Какими конструктивными мероприятиями

обеспечивается живучесть корабля?

К мероприятиям по конструктивному обеспечению живучести корабля относятся:

— придание кораблю таких качеств, как непотопляемость, взрыв о — и пожаробезопасность и живучесть оружия и технических средств;

— рациональное разделение корабля на непроницаемые отсеки и противопожарные зоны;

— оснащение корабля техническими средствами для ведения борьбы за живучесть и для обеспечения жизнедеятельности личного состава.

Какими организационно-техническими мероприятиями

обеспечивается живучесть корабля?

Организационно-техническими мероприятиями по обеспечению живучести корабля являются:

— предупреждение затоплений отсеков, взрывов и пожаров, а также повреждений и отказов технических средств;

— контроль и поддержание непроницаемости и прочности корпуса, а также взрыв о — и пожаробезопасности корабля;

— содержание в исправности и постоянной готовности к действию технических средств борьбы за живучесть;

— подготовка личного состава всех степеней к борьбе за живучесть.

Что понимается под борьбой за живучесть корабля

и какие действия она включает?

Борьба за живучесть корабля включает следующие действия:

— по предупреждению взрывов и по борьбе с пожарами;

— по борьбе за непотопляемость;

— по борьбе за живучесть оружия и технических средств;

Борьба за живучесть корабля

Ташкент (лидер эскадренных миноносцев) — Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент» … Википедия

Ташкент (лидер эсминцев) — Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент» «Ташкент» в 1941 или … Википедия

Бодрый (эсминец, 1936) — Бодрый … Википедия

Инцидент с фрегатом «Старк» — Ирано иракская война … Википедия

Муссон (малый ракетный корабль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Муссон (значения). «Муссон» Служба … Википедия

SMS Seydlitz (1912) — Линейный крейсер «Зейдлиц» Großer Kreuzer Seydlitz … Википедия

Гангут (броненосец) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гангут. «Гангут» … Википедия

Проблема обеспечения борьбы за живучесть на современных кораблях

Эволюция термина «живучесть»

Академик А.Н. Крылов: «Живучесть – выносливость корабля относительно повреждений» (1903 г.).

«Процессный» подход к аварии как основание для формулирования понятий «живучесть» и «безопасность»

На основании процессного подхода введем следующие определения.

Повреждение – это разрушение элемента структуры объекта или связи между элементами.

Безопасность объекта поражения – способность исключать возможную активацию источников его поражения.

Классификация источников поражения и поражающих воздействий

Источники поражающих воздействий можно разделить на три группы: боевые; навигационные и внутренние.

Следствием их воздействия на объект поражения является появление боевых и аварийных повреждений (разрушений).

Поражающие воздействия по наблюдаемым физическим признакам их проявления можно классифицировать следующим образом.

Повреждение корабля

Живучесть как сложное свойство объекта поражения

Безопасность – способность исключать возможность активации конкретного источника поражения.

Стойкость – свойство выдерживать поражающие воздействия определенного уровня и определенной интенсивности без разрушения.

Содержание борьбы за живучесть корабля

Зоны поврежденного корабля

Теории живучести корабля для таких аварий нет. На практике такие аварийные процессы заканчиваются катастрофами кораблей.

Зонная концепция борьбы за живучесть корабля

Критерием оптимальности проектирования является минимум ущерба боеспособности корабля от потери этих зон.

Кратко сформулируем следующие задачи обеспечения «зонной» концепции БЗЖ проектируемых кораблей.

Концепция, приемлемая для решения этой проблемы, – концепция борьбы за живучесть корабля в назначенных зонах поражения («зонная»).

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

На корабле постоянно должны проводиться организационно-технические мероприятия:

— по предотвращению поступления воды в отсеки корабля (внутрь прочного корпуса),

— по возникновению пожаров и взрывов,

— по предупреждению аварийных ситуаций с оружием и техническими средствами,

Командиры (начальники) должны

Экипаж корабля обязан выполнять правила и мероприятия, обеспечивающие живучесть и не нарушать их.

Спасением называется достижение положительного результата в ходе спасания.

Спасательные устройства – это корабельные устройства, предназначенные для проведения спасательных работ.

На соединении кораблей 4 ранга составы постоянных корабельных комиссий устанавливает командир соединения.

На подводных лодках , перед убытием экипажа с подводной лодки, ключи первого комплекта сдаются дежурному по подводной лодке.

— на надводных кораблях 1, 2 ранга — у командира дозора по погребам;

— на остальных кораблях — у дежурных по соответствующим боевым частям, или у дежурного по кораблю.

— на надводных кораблях — на главной корабельной доске, расположенной в установленном приказом по кораблю помещении;

— на подводных лодках — на специальной доске (в ящике) в центральном посту.

За выдачу, использование по назначению ключей второго комплекта отвечает дежурный по электромеханической боевой части.

Ключи второго комплекта выдаются по тревогам в случае надобности специально назначенным лицам.

Сейфы запираются, опечатываются печатью командира той боевой части, для которой предназначены детонаторы.

Ключи от сейфов хранятся у командира корабля.

На подводных лодках рубочный и переборочные люки и двери, маркируются буквой “П”.

Горловины, маркированные буквой “Б”, могут быть отдраены:

б) с разрешения командира дозора дозорными по погребам для осмотра помещений в соответствии со специальной инструкцией.

а) обеспечения приема, передачи горючего, заправки летательных аппаратов;

б) проведения ежедневного осмотра, других плановых работ, для вентилирования и охлаждения;

в) осмотра лицами дежурной и вахтенной служб в соответствии со специальной инструкцией.

Отдраенные горловины, маркированные буквой “П”, задраиваются в следующих случаях:

б) по команде “Корабль к бою и походу приготовить”;

При понижении боевой готовности и прекращении действия сигнала “Радиационная опасность” эти горловины могут быть отдраены.

Запрещается пользоваться открытым огнем как средством освещения на корабле.

Запрещается хранение грязного обтирочного материала и рабочей одежды в энергетических отсеках.

Пролитый бензин или авиационное топливо должны немедленно удаляться паклей или ветошью, а помещение – вентилироваться.

373. На корабле должны быть организованы:

При вскрытии топливных цистерн и разборке трубопроводов запрещается пользоваться открытым огнем.

На причальных сооружениях, по месту стоянки кораблей, должны быть оборудованы щиты с комплектом средств пожаротушения.

а) находиться лицам имеющим при себе огнестрельное оружие, патроны, взрывчатые вещества, спички и приборы зажигания;

б) устанавливать нештатную электропроводку;

в) пользоваться переносными светильниками, электроинструментом, электровентиляторами и электрогрелками.

379. Орошение, затопление погребов и хранилищ боеприпасов производится по приказанию командира корабля.

К минам, размещенным на верхней палубе, в каком бы состоянии они не находились, должны быть выставлены вахтенные.

Запрещается использовать неисправную материальную часть в повседневных условиях.

Решения о запрещении выхода в море, на установление ограничений кораблю и их снятие принимаются командующим флотом.

ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

— определить наступление критического состояния корабля;

— принять решение на дальнейшее ведение борьбы за живучесть или оставление корабля.

Командир корабля лично руководит подготовкой расчетов ГКП – ПЭЖ к руководству борьбой за живучесть.

В соответствии с заданиями и указаниями командира корабля он лично руководит:

— подготовкой офицеров корабля к борьбе за живучесть;

— разработкой корабельных боевых упражнений и учений по борьбе за живучесть;

— подготовкой корабельной аварийно-спасательной группы к оказанию помощи другим кораблям.

Старший помощник (помощник) командира корабля контролирует укомплектованность и состояние аварийного и спасательного имущества.

Старший помощник (помощник) командира корабля при получении кораблем повреждений:

— контролирует состояние корабля и ход борьбы за его живучесть;

— информирует о них ЗКП и КПКП боевых частей и служб;

— организует взаимодействие боевых частей и служб корабля между собой и с силами и средствами, оказывающими кораблю помощь;

— организует дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию корабля, санитарную обработку личного состава;

— руководит спасением экипажа, эвакуацией или уничтожением секретных документов и оборудования при оставлении корабля.

— борьбой за живучесть и безопасность на верхней палубе, надстройках и бортах корабля; работами по взятию корабля на буксир;

Помощник командира корабля должен быть подготовлен к самостоятельному руководству борьбой за живучесть корабля.

400. Командир электромеханической боевой части отвечает:

— за готовность ПЭЖ, личного состава боевой части и корабельных аварийных партий к борьбе за живучесть;

— за водолазную подготовку;

— за поддержание в исправности корпуса корабля;

— за готовность к действию систем, устройств и механизмов, предназначенных для борьбы за живучесть;

— за укомплектованность корабля противопожарным, спасательным и водолазным имуществом по присвоенной номенклатуре;

— за наличие на корабле документации по борьбе за живучесть.

401. Командир дивизиона живучести (трюмный группы) отвечает:

— за готовность личного состава своего подразделения к борьбе за живучесть корабля;

— за готовность личного состава своего подразделения к борьбе за живучесть;

— за состояние общекорабельных систем и кабельных трасс в помещениях своего заведования;

При повреждениях, для борьбы с которыми у них не хватает собственных сил и средств, они немедленно докладывают на ГКП и ПЭЖ.

404. Командир отсека подводной лодки отвечает:

— за готовность личного состава отсека к борьбе за живучесть;

— за выполнение в отсеке требований взрывопожаробезопасности и обеспечения непотопляемости;

— за готовность к использованию средств борьбы за живучесть, находящихся в отсеке;

405. Командир боевого поста отвечает:

— за готовность личного состава боевого поста к борьбе за живучесть,

— за выполнение на боевом посту требований взрывопожаробезопасности и обеспечения непотопляемости;

— за готовность к использованию средств борьбы за живучесть, находящихся на боевом посту;

406. Командир аварийной партии отвечает:

— за готовность личного состава аварийной партии к борьбе живучесть корабля;

— за готовность к использованию средств борьбы с пожарами и водой, закрепленных за аварийной партией.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector