Предотвращение и урегулирование конфликта интересов
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов
«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2011, N 5
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ
Новое определение конфликта интересов
Два субъекта предотвращения и урегулирования конфликта
— принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
— государственные служащие скрывают наличие конфликта интересов с целью извлечения из сложившейся ситуации незаконной выгоды;
Разумеется, в некоторых случаях могут иметь место и другие причины.
Для иллюстрации имеющейся практики можно привести следующие типичные примеры конфликтов интересов.
На основании имеющейся практики представляется возможным сделать следующие выводы:
— декларации о доходах, подаваемые государственными и муниципальными служащими; иные предоставляемые ими сведения;
— материалы публикаций в средствах массовой информации;
— результаты служебных проверок и т. п.
В действующем законодательстве можно встретить примеры описания таких ситуаций.
Способы урегулирования конфликтов
Что касается непосредственно разработки перечня таких ситуаций, то, как представляется, здесь необходимо идти двумя путями.
— отказ государственного или муниципального служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
— отвод или самоотвод государственного или муниципального служащего.
— о наличии или отсутствии в действиях гражданского служащего нарушений требований к служебному поведению;
1. Дедов Д. И. Конфликт интересов. М.: Волтерс Клувер, 2004.
2. Зеленцов А. Б., Яхин Ф. Ф. О предмете административно-правового спора // Юрист. 2003. N 11. С. 36.
3. Казаченкова О. В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Журнал российского права. 2006. N 3. С. 81.
4. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев.
Памятка государственному гражданскому служащему Минюста России о мерах по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на федеральной государственной службе
государственному гражданскому служащему Минюста России
о мерах по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на федеральной государственной службе
— Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
2. Типовые ситуации возникновения конфликта интересов на государственной гражданской службе Российской Федерации
2. Выполнение иной оплачиваемой работы.
3. Владение ценными бумагами, банковскими вкладами.
4. Получение подарков и услуг.
5. Имущественные обязательства.
6. Взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы.
8. Выполнение отдельных функций государственного управления, в том числе:
б) осуществление государственного надзора и контроля;
в) подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий;
д) проведение государственной экспертизы и выдача заключений;
е) лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные действия;
ж) представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
3. Обязанность гражданского служащего
4. Ответственность гражданского служащего
5. Меры по предотвращению конфликта интересов
Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
Обзор документа
Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов
1. Введение
1) на государственных и муниципальных служащих;
4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
2. Особенности проведения проверки соблюдения должностными лицами обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
Решение принимается отдельно в отношении каждого должностного лица и оформляется в письменной форме.
2.6. В ходе проверки рекомендуется провести следующие мероприятия.
2.6.1. Сбор сведений и их анализ.
— информацию о владении ценными бумагами организаций;
— информацию о наличии долей в уставных капиталах организаций;
В ходе беседы рекомендуется обсудить следующие вопросы, касающиеся, в том числе:
— основных требований антикоррупционного законодательства в соответствии с предметом проверки;
— информации, послужившей основанием для осуществления проверки;
— обстоятельств, свидетельствующих о возможном несоблюдении должностным лицом антикоррупционного законодательства;
— информации, полученной по итогам запросов, если такие запросы были направлены до проведения беседы;
— иные вопросы (в т.ч. организационного характера).
В ходе беседы рекомендуется опросить должностное лицо по следующим блокам вопросов:
— когда и при каких обстоятельствах возникла возможность конфликта интересов, которая изучается в рамках проведения проверки;
3. Срок применения юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
4. Наличие оснований для применения взыскания за несоблюдение требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов
1) наличие личной заинтересованности.
К доходам, в частности, относится получение:
а) денег (в наличной и безналичной форме);
в) услуг имущественного характера;
г) результатов выполненных работ;
К иным выгодам, в частности, относятся:
б) ускорение сроков оказания государственных (муниципальных) услуг;
Аналогичной выгодой может считаться назначение административного наказания в виде предупреждения вместо штрафа.
а) самостоятельно совершить действия (бездействие) для реализации личной заинтересованности;
а) сведения, указанные в анкетных данных должностного лица;
б) акты гражданского состояния;
г) сведения о нахождении в браке и детях отраженные в паспорте гражданина;
д) иные документы и сведения, подтверждающие близкое родство и свойство;
Например, возможность возникновения конфликта интересов образуется и обязанность уведомить об этом появляется, когда:
налоговому инспектору поручают проведение камеральной проверки в организации, главный бухгалтер которой является его матерью.
а) характер и тяжесть правонарушения (в том числе негативные последствия, наступившие в результате правонарушения);
б) обстоятельства, при которых совершено правонарушение;
д) предшествующие результаты исполнения должностным лицом своих полномочий.
Обзор документа
Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области
Положение о порядке предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов
1. Общие положения
2. Основные принципы управления конфликта интересов в учреждении
2.2. В основу работы по управлению конфликтом интересов в учреждении положены следующие принципы:
— обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;
— конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
— соблюдение баланса интересов учреждения и работника при урегулировании конфликта интересов;
— раскрытие сведений о конфликте интересов при приёме на работу;
— раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;
— раскрытие сведений о конфликте интересов при начислении заработной платы и распределения фонда оплаты труда;
— раскрытие сведений о конфликте интересов при закупочной деятельности.
3.5. По результатам рассмотрения поступившей информации специально созданная комиссия может прийти к следующим выводам:
3.5.2. конфликт интересов имеет место, и использовать различные способы его разрешения, в том числе:
— ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;
— пересмотр и изменение должностных обязанностей работника;
— временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с должностными обязанностями;
— перевод работника на должность, предусматривающую выполнение должностных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;
— отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами учреждения;
— увольнение работника из учреждения по инициативе работника;
4. Меры по предотвращению конфликта интересов
4.1. Основными мерами по предотвращению конфликтов интересов являются:
— выдача определенному кругу работников доверенностей на совершение действий, отдельных видов сделок;
— представление ежегодно работниками, замещающими должности, включенные в Перечень должностей ГБУ «ОЦСПСД «Юный
нижегородец» с высоким риском коррупционных проявлений, декларации конфликта интересов;
5. Обязанности директора учреждения и работников по предотвращению конфликта интересов
5.1. В целях предотвращения конфликта интересов директор учреждения и
— исполнять обязанности с учетом разграничения полномочий, установленных локальными нормативными актами учреждения;
— обеспечивать эффективность управления финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами учреждения;
— исключить возможность вовлечения учреждения, директора учреждения и работников в осуществление противоправной деятельности;
— обеспечивать максимально возможную результативность при совершении сделок;
— обеспечивать достоверность бухгалтерской отчетности и иной публикуемой информации;
— предоставлять исчерпывающую информацию по вопросам, которые могут стать предметом конфликта интересов;
— обеспечивать сохранность денежных средств и другого имущества учреждения;
6. Процедура уведомления работодателя о наличии конфликта интересов или возможности его возникновения
6.2. В уведомлении о возникшем конфликте интересов или о возможности его
возникновения (далее — уведомление) (Приложение 3 к Положению о
конфликте интересов) указывается:
— фамилия, имя, отчество работника, направившего уведомление;
— дата подачи уведомления;
— уведомление, поданное работником, подписывается им лично.
6.3. Уведомление оформляется в письменном виде в двух экземплярах:
На уведомлении ставится отметка о его поступлении, в котором указываются дата поступления и входящий номер;
6.4. Уведомление регистрируется в день поступления.
7. Порядок предотвращения или урегулирования конфликта интересов
7.4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в:
— ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;
— пересмотре и изменении трудовых обязанностей работника;
— временном отстранении работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с трудовыми обязанностями;
— переводе работника на должность, предусматривающую выполнение трудовых обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;
— отказе работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами учреждения;
— увольнении работника из учреждения по инициативе работника;
7.5. Типовые ситуации конфликта интересов приведены в Приложении 3 к Положению о конфликте интересов.
8. Ответственность работников учреждения за несоблюдение настоящего Положения
8.2. В соответствии со статьей 192 ТК РФ к работнику учреждения могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:
3) увольнение, в том числе:
8.3. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, которая
совершена с нарушением требований статьи 27 Федерального закона от